Клинт Иствуд (Clint Eastwood)

Ставший известным благодаря созданному им на экране образу немногословного брутального мужчины, временами грубоватого, временами неуправляемого, но всегда обладающего несомненной притягательностью и мужским обаянием, Клинт Иствуд прочно занял место среди самых выдающихся деятелей Голливуда.

Вклад этого человека в развитие американского кинематографа трудно переоценить – на протяжении почти полувека имя Иствуда является определенной гарантией финансовового успеха картины для киностудий и качественного кино для зрителей.

31 мая 1930 года в в семье брокера Клинта Иствуда и его жены Рут родился мальчик-крепыш весом более пяти килограмм, получивший имя Клинт Иствуд младший.

Малышу довелось родиться в не самое веселое время - в стране, ослабленной Великой депрессией, и его родителям приходилось прикладывать немало усилий, чтобы прокормить семью. В поисках работы Иствудам приходилось часто переезжать, и маленький Клинт за несколько лет смог изучить значительную часть Калифорнии.

Во время Второй мировой войны Клинт часто жил у своей бабушки – тогда он научился ездить верхом, что здорово пригодилось ему в дальнейшем.

Когда семья будущего актера переехала из Окленда, где они тогда жили, в Сиэтл, Клинт решил с ними не ехать. Некоторое время он работал, а в 1951-м Иствуда забрали в армию – пожалуй, ему очень повезло, что его не направили воевать в Корею; во время службы он был инструктором по плаванию в Форт Орд.

Демобилизовавшись, Клинт переехал в и поступил в колледж.

Вскоре он познакомился с Мэгги Джонсон, студенткой Беркли; молодые люди сразу понравились друг другу - их свадьба состоялась 19 декабря 1953 года.

В кинобизнес Иствуд попал достаточно легко и быстро – оказавшись на съемочной площадке студииUniversal, он подружился с режиссером Артуром Любиным; тот сделал пробы Клинта - и молодой человек подписал контракт со студией.

Первые появления Иствуда на экране часто продолжались всего несколько секунд; параллельно актер работал на телевидении…

Однако осенью 1955-го студия, оказавшаяся в сложном положении, разорвала контракт с Иствудом. Получить новые роли было непросто – помимо актерства, Иствуду пришлось искать дополнительную работу.

Узнав, что компания CBS планирует запустить новый сериал о жизни ковбоев, он отправился на пробы – и почти сразу же получил роль.

Сериал «Сыромятная плеть» стал очень популярен и продержался восемь сезонов; для Иствуда это была прекрасная школа, да и карьерный рост был налицо – получить одну из главных ролей в популярном сериале для неизвестного актера со столь небольшим опытом работы было невероятным везением.

После окончания работы в «Сыромятной плети» Иствуду снова улыбнулась удача – на этот раз в виде приглашения в новый фильм Серджио Леоне. Хотя, возможно, на тот момент сам Иствуд его таковым не считал – еще бы, он, набравший благодаря «Плети» достаточную популярность американский актер должен был отправиться на съемки в Европу, да еще и к малоизвестному итальянцу… К тому же, сначала Леоне обратился не к нему, а к его партнеру по «Плети» - Эрику Флемингу; тот отказался, сославшись на занятость.

Но предложенный сценарий показался Иствуду интересным, и он согласился.

В основу фильма, который до последнего момента назывался «Таинственный незнакомец», был положен «Телохранитель» Акиры Куросавы – кстати, в дальнейшем у создателей картины были некоторые сложности с японским режиссером, подавшим (и выигравшим) судебный иск о нарушении авторских прав.

Клинту пришлось уехать из очаровавшего городка Кармел, где он поселился, в Европу – картину снимали в Испании и Италии.

Работа с Серджио Леоне стала поворотным моментом в карьере Иствуда.

При достаточно скромном бюджете в две сотни тысяч фильм «За пригорошню долларов» собрал в прокате почти пятнадцать миллионов, а популярность Клинта моментально взлетела до небес.

Естественно, что вскоре на экраны вышел второй фильм о похождениях «Человека без имени» - «На несколько долларов больше», а за ним и «Хороший, плохой, злой».

Франко-итальянский фильм «Ведьмы» 1967-го года, состоящий из нескольких новелл, снятых известными европейскими режиссерами, не имел проката в США – но для огромной популярности Иствуда с лихвой хватило и фильмов Леоне.

Вернувшись в Америку, Иствуд приступил к съемкам в вестерне «Вздерни их повыше» режиссера Теда Поста, с которым познакомился еще во время съемок в «Сыромятной плети»; это был не просто первый большой фильм Иствуда в США - это была первая картина созданной Иствудом и Ирвином Леонардом продюсерской компании «Malpaso».

Следующий фильм Иствуда – «Блеф Кугана» - положил начало работе актера с режиссером Доном Сигелом; в дальнейшем они не раз встретятся на съемочной площадке таких картин, как «Два мула для сестры Сары» (с Ширли Маклейн), «Грязный Гарри», «Побег из Алькатраса».

19 мая 1968 года в семье Иствудов случилось прибавление - родился сын, которого назвали Кайлом.

Картины «Куда залетают только орлы» 1968-го года, снятая по книге известного английского автора приключенческих романов Алистера Маклина, и «Герои Келли» 1970-го, рассказывали о событиях времен Второй мировой; высокобюджетный фильм «Покрась свою повозку» 1969-го снова являет зрителям Иствуда верхом на лошади и в широкополой шляпе; история о золотоискателях позапрошлого века была неплохо принят кинокритиками (Ли Марвин даже был номинирован на «Золотой глобус»), но не сумела окупить свой бюджет в прокате.

Фильм «Обманутый» повествует о временах – Иствуду досталась роль раненого солдата Севера, которого выхаживают несколько женщин-южанок. Несмотря на то, что картина имела достаточно скромный коммерческий успех (фильм собрал немногим больше миллиона долларов), критики благосклонно отнеслись к работе Иствуда, отошедшего на этот раз от привычного образа немногословного героя.

Давно мечтавшему попробовать свои силы в режиссуре Клинту удается уговорить руководство Universalдать ему такую возможность.

Менее двух месяцев и немногим более семисот тысяч долларов бюджета потребовалось, чтобы снять «Сыграй мне перед смертью» - картина подтвердил высокий потенциал Иствуда-режиссера, а исполнительница главной женской роли Джессика Уолтер была номинирована на «Золотой глобус».

Через полтора месяца после премьеры режиссерского дебюта Клинта на экраны вышел первый фильм о приключениях инспектора Каллахана – «Грязный Гарри». Созданный Иствудом образ полицейского, не терпящего бумажную волокиту и не брезгующего в борьбе с преступниками методами, которые не всегда устраивали его начальство, настолько понравился зрителям, что через два года вышло продолжение - «Высшая сила» - очередная совместная работа с Тедом Постом, спустя еще три года «Подкрепление» Джеймса Фарго, а в конце 1983-го – четвертый фильм «Внезапный удар», где Иствуд снова выступил в качестве режиссера картина.

Но даже «Подкрепление», собравшее почти пятьдесят миллионов долларов, не могло тягаться по сборам с очередной совместной работой Фарго и Иствуда, самым кассовым фильмом Иствуда 70-х – комедийным боевиком «Как ни крути – проиграешь», заработавшего свыше восьмидесяти пяти миллионов. Имевший большой опыт общения с лошадьми Иствуд на этот раз получил нового «лохматого напарника» - орангутанга Клайда, с которым, впрочем, ему очень быстро удалось подружиться,

22 мая 1972 года у маленького Кайла появилась сестра - малышка Элисон.

В картине «Джо Кидд» Иствуд снова возвращается к жанру вестерна с режиссером Джоном Стерджесом, создателем знаменитых «Великолепной семерки» и «Большого побега» со .

Между тем Иствуд продолжал пробовать себя в качестве режиссера – в очередном вестерне «Бродяга высокогорных равнин» он снова работает по обе стороны камеры, а в картине «Веселушка» ограничился совсем маленькой ролью, предоставив блистать на экране Уильяму Холдену.

Для Майкла Чимино фильм «Громила и Попрыгунчик» стал режиссерским дебютом, но Иствуд, заинтересованный сценарием, не побоялся довериться новичку и не проиграл – а вскоре талант Чимино был отмечен и «Оскаром» за «Охотника на оленей».

Снова выступив в качестве режиссера и актера в картине «Санкция на пике Эйгера» 1975-го года (альпы), Иствуд приступает к очередной работе – фильму «Джози Уэйлс – человек вне закона».

Этот фильм интересен не только как очередной режиссерский опыт Иствуда - со съемок «Джози» начинается сотрудничество Иствуда с актрисой Сондрой Лок, которая в дальнейшем неоднократно будет появляться в его фильмах – но, помимо творческих, актеров связывали и личные отношения.

Они познакомились еще на пробах для фильма «Веселушка» - тогда девушка не получила роль, но сумела привлечь внимание Клинта; приступая к работе над «Джози», Иствуд вспомнил о ней и пригласил в свою новую картину.

Их отношения, несмотря на более чем пятнадцатилетнюю разницу в возрасте, развивались стремительно – они много времени проводили вместе, как на съемочной площадке, так и вне ее – правда, стараясь не афишировать свои отношения.

Иствуд и дальше продолжал приглашать Лок в свои фильмы – «Сквозь строй», «Как ни крути – проиграешь»…

Между тем, семейная жизнь актера понемногу разлаживалась…

«Побег из Алькатраса» стал последней совместной работой с Доном Сигелом, после чего Иствуд вновь вернулся в режиссерское кресло – для съемок фильма «Бронко Билли», в котором снова сыграл вместе с Сондрой Лок.

Вдоволь покатавшись на угнанном советском истребителе в картине «Огненный лис» (где он впервые попробовал себя в качестве продюсера), Иствуд приступил к работе над следующим фильмом.

«Человек из притона» примечателен не только тем, что в нем Иствуд предстает в нехарактерном для него образе неудачника – он стал кинодебютом для его сына Кайла, который блестяще справился с одной из главных ролей в картине; Сондра Лок не сыграла в этом фильме, но помогала мальчику готовиться к своей роли.

Кстати, она же посоветовала Иствуду обратить внимание на рассказ «Внезапный удар», который лег в основу очередного фильма о Гарри Каллахане.

Фильм «Петля» 1984-го года предоставил зрителям возможность увидеть актерскую игру дочери Иствуда, Элисон; в том же 84-м году Клинт стал холостяком – впрочем, их брак уже долгое время был нежизнеспособен, и официальные документы лишь с опозданием подтвердили этот факт.

Первоначально картину «Заваруха в городе», где партнером Иствуда выступил знаменитый Берт Рейнолдс, должен был снимать Блейк Эдвардс, но позже он был заменен Ричардом Бенджамином. Фильм, несмотря на участие столь популярных актеров, получился неудачным (Рейнолдс даже номинировался за свою роль на «Золотую малину»), но вскоре Иствуду удается «реабилитироваться» - его режиссерская работа, картина «Имя ему Смерть», номинируется на Золотую пальмовую ветвь в Каннах.

Очередной фильм на «военную» тему - «Перевал разбитых сердец» - стал еще одной удачей Клинта; более того, добившись успеха как актер и режиссер, Иствуд сумел заявить о себе и в политике – выставив свою кандидатуру на пост главы Кармела, он победил, набрав более семидесяти процентов голосов; столь известная личность в роли мэра безусловно способствовало росту популярности города среди туристов.

Между тем личная жизнь актера и режиссера была не столь блистательна, как его кинокарьера - решив расстаться со своей подругой, Иствуд просто выставил вещи Сондры на улицу и поменял замки в доме, где они жили – судебный процесс, инициированный Лок, постоянно находился в центре внимания прессы, хотя в конце концов ситуация разрешилась достаточно мирно.

Страстный поклонник джаза на протяжении многих лет, Иствуд приступил к съемкам фильма «Птица» о жизни своего любимого джазового музыканта Чарли Паркера, роль которого блистательно исполнил Форест Уитакер; картина принесла Иствуду еще одну номинацию на Золотую пальмовую ветвь, а также «Золотой глобус» как лучшему режиссеру.

Вскоре на экраны вышел пятый фильм о хладнокровном Гарри Каллахане – «Игра в смерть» Бадди Ван Хорна, с которым Иствуд был знаком еще с начала семидесятых и неоднократно снимался вместе (Ван Хорн также выступил режиссером фильма «Как только сможешь»).

На съемках фильма «Розовый кадиллак» Иствуд познакомился с актрисой Фрэнсис Фишер. Начавшийся между ними роман, несмотря на почти тридцатилетнюю разницу в возрасте, продлился несколько лет; у актеров даже родилась дочь Франческа.

Получив очередную каннскую номинацию за фильм «Белый охотник, черное сердце» и сыграв наставника героя Чарли Шина в «Новичке», Иствуд приступил к работе над одним из самых своих успешных кинопроектов.

«Непрощенный» - безусловно, одна из самых значительных работ в карьере Иствуда. Снова обратившись к сделавшему его популярным жанру вестерна, Иствуд взял на себя огромный труд, став режиссером, продюсером и исполнителем главной роли.

Посвященный Серджио Леоне и Дону Сигелу, «Непрощенный», благодаря талантливой режиссуре Иствуда и блестяще подобранному актерскому ансамблю (в картине также снялись такие звезды кино, как Морган Фриман и Джин Хэкмен, с которым Клинт снова встретится спустя несколько лет на съемках «Абсолютной власти) фильм не только сумел хорошо показать себя в прокате, но и собрал целый букет различных номинаций и премий – в том числе за лучшую режиссуру.

В картине «На линии огня» Иствуд не стал претендовать на место режиссера, доставшееся Вольфгангу Петерсену; фильм, собрав в США более ста миллионов, не принес наград Иствуду (в отличие от его коллеги Джона Малковича, номинированного за свою роль сразу на нсеколько кинопремий), как, впрочем, и следующая работа Клинта - фильм «Идеальный мир» с Кевином Костнером.

Очевидно, Иствуд чувствует себя очень комфортно, совмещая актерскую и режиссерскую работу – иначе как объяснить тот факт, что на протяжении последних почти двух десятков лет он снимает свои фильмы сам, причем делает это, по мнению критиков и зрителей, весьма неплохо.

Так, картина «Мосты округа Мэдисон», снятая по роману Роберта Джеймса Уоллера, с блистательной Мерил Стрип, получил номинацию на «Золотой глобус», фильм «Малышка на миллион» был отмечен четырьмя «Оскарами» и двумя «Золотыми глобусами» (две из этих премий достались Иствуду за лучшую режиссуру), а «Гран Торино», получивший «лишь» премию «Сезар», собрал более четверти миллиарда при бюджете немногим более тридцати миллионов долларов.

Фильмы, в которых Иствуд-режиссер не стал появляться в кадре – «Таинственная река» с Шоном Пенном и Тимом Роббинсом, «Флаги наших отцов» с Райаном Филиппом, «Письма с Иводзимы», «Подмена» с блистательной – также были отмечены как минимум номинациями на главные американские кинопремии.

Конечно, были в карьере Иствуда–режиссера и картины, которые ожидал несколько меньший успех, чем ожидалось. К таковым можно отнести, пожалуй, картину «Абсолютная власть», с трудом окупившую затраты на производство, провалившийся в прокате, несмотря на участие таких звезд, как Джон Кьюсак, Кевин Спейси и Джуд Лоу, фильм «Полночь в саду добра и зла», или повторивший его судьбу триллер «Настоящее преступление».

Но эти работы, согласно известной пословице, являются, скорее, лишь исключениями, подтверждающими правило.

Очередная работа Иствуда в качестве режиссера – фильм «Непокоренный» с блистательными Морганом Фриманом и Мэттом Дэймоном (каждый из которых был отмечен номинациями американской киноакадемии и Ассоциации иностранной прессы) вновь оказалась достоин номинации «Золотого глобуса».

В личной жизни актера сейчас тоже все хорошо – уже много лет он счастлив в браке со своей женой Диной, еще в 1996-м подарившей Клинту дочь Морган.

Недавно разменявший девятый десяток Клинт находится в прекрасной творческой и физической форме – картина Иствуда «Потустороннее», где он снова снял Мэтта Деймона, вышла на экраны осенью 2010 года, а в начале ноября 2011 года в США состоялась премьера очередной его режиссерской работы - биографической ленты "Дж. Эдгар", где  роль главы ФБР сыграл Леонардо ДиКаприо.

 

 

Интересные факты

Продюсерская компания Иствуда – Malpaso Productions – названа в честь ручья, который протекает в Кармеле, любимом городе актера; фильм «Сыграй мне перед смертью» снимался в Кармеле и его окрестностях.

Клинт очень любит гольф.

У актера есть старшая дочь Кимбер, родившаяся 17 июня 1964 года; с ее матерью Иствуд работал на съемках сериала «Сыромятная плеть».