Генри Форд и Ford Motor Co

 

Генри Форд и Ford Motor Co

Henry FordГенри Форд родился в городе Дирборн, штат Мичиган, 30 июля 1863 года.

Генри с детства увлекался механикой. Впервые увидев локомобиль, он стал просто одержим идеей самодвижущихся аппаратов .

Вскоре Генри переехал в Детройт, где талант Форда приметил знаменитый Томас Эдисон, взявший паренька на работу. Там Генри узнал, что помимо паровой тяги существуют и другие возможности для создания аппаратов на собственном ходу.

В течении нескольких лет все свободное от работы время Форд посвящал созданию собственного автомобиля. Наконец весной 1896 года это чудо техники впервые выехало из мастерской своим ходом.

Усердие и талант не остались незамеченными детройтскими финансистами, основавшими в 1899 году Detroit Automobile Co., выпустившую в общей сложности два с половиной десятка фордовских аппаратов. Форда пригласили в компанию на должность главного конструктора.

Несогласие Форда с политикой руководства компании (Форд считал, что будущее автомобильной Америки за недорогими машинами) вынудило его покинуть компанию.

Оставшиеся без талантливого главного конструктора, основатели Detroit Automobile Co., мечтавшие о создании дорогих и респектабельных машин, превратили существующую компанию в Cadillac.

На арендованном вагоноремонтном заводе Форд начал производство собственных автомобилей, зарегистрировав 16 июня 1903 года Ford Motor Co. Первоначально Форд был одним из двенадцати основателей компании, но уже к 1908 году он стал единоличным владельцем.

Первый успех не заставил себя ждать – продажи модели «А», стоившей всего 850 долларов, вскоре превысили полторы тысячи единиц.

Наконец, пришло время конвейера. Считается, что его придумал именно Генри Форд. На самом деле, идея использования конвейера широко использовалась например при заготовке мяса, а в автомобильном производстве конвейерную сборку использовали в Oldsmobile. Но именно Форду удалось организовать конвейерное производство автомобилей так, что его компания выпускала в год автомобилей больше, чем все автопроизводители Америки. Отчасти этому способствовала и политика Форда, который установил заработную плату для своих рабочих в размере, в среднем вдвое превышающий средний заработок в отрасли, и ввел 8-мичасовой рабочий день.

Модель Т, знаменитая «Жестяная Лиззи», стала одним из самых производимых автомобилей мира – за годы производства было выпущено более 15-ти миллионов таких машин.

Генри Форд был первопроходцем во многих областях автомобилестроения, но в то же время заядлым консерватором – считая свои машины достаточно совершенными, он достаточно долго не хотел вносить каких-либо значительных изменений в производимые модели, особенно если это влекло за собой усложнение и удорожания машины.

Значительное влияние на политику Ford Motor Co и на самого Генри Форда с некоторго времени стал оказывать его сын Эдсел. Именно он убедил отца приступить к выпуску более мощных и безопасных (и соответственно более дорогих) автомобилей, а также более часто вводить новые современные модели.

Будучи владельцем гигантской империи, включающей в себя помимо непосредственно производства автомобилей также металлургические и резинотехнические предприятия, электростанции, железные дороги и т.д., и становясь богаче день ото дня, вскоре Форд стал весьма самоуверенным и властным человеком – вплоть до того, что мог позволить себе допустить стрельбу по забастовщикам или отказаться принимать правила «честной конкуренции», введенные президентом Теодором Рузвельтом для крупных промышленников во времена Великой депрессии.

В конце концов, в 1945-м дела компании перешли в руки его старшего внука, Генри Форда II (сын Эдсел умер в 1943-м), а меньше чем через два года основатель крупнейшей автомобильной корпорации скончался.

Внук великого промышленника всерьез занялся несколько пошатнувшимися делами фирмы, значительно отстававшей от делавшей огромные успехи Chevrolet. Именно при Генри Форде II в компании появились такие люди, как Миллер и Макнамара, впоследствии ставшие президентами Ford Motor Co. Постоянное обновление и усовершенствование модельного ряда (пикап F-1, Custom, Tunderbird, Fairline) позволили компании к 1957-му году догнать главного конкурента по объему производимых машин.

Но в 1958-м компания внезапно оказалась на грани финансовой пропасти – неумение вовремя почувствовать текущие потребности рынка привело Ford Motor Co к долгу порядка 300-т миллионов долларов. Выйти из критической ситуации (которую не смогло исправить появление на рынке модели Edsel) компании помогло создание модели Falcon – продажи этого шестиместного автомобиля превысили полмиллиона экземпляров только в 1960-м.

Появление в 1964-м году модели Mustang принесло Ford Motor Co титул «Производителя года».

Несмотря на то, что компактные автомобили приносили меньшую прибыль, чем их более громоздкие собратья, именно небольшие машины типа Bronco, Maverick, Pinto обеспечили компании безбедное существование на протяжении многих лет.

К сожалению, Ли Якокка, идейный вдохновитель Ford Motor Co на протяжении многих лет и яростный защитник компактных авто, был уволен Фордом в 1978 году.

К 80-м годам у компании снова наступили трудные времена – сказались и проблемы с безопасностью модели Pinto, и возросшая конкуренция со стороны европейских и японских машин… Решением стало сотрудничество Ford Motor Co со своими японскими и европейскими коллегами, а также снижение производственных затрат путем глобализации и унификации производства.

В напряженной конкурентной борьбе Ford Motor Co удается занимать одно из лидирующих мест на мировом рынке автомобилей.