Майкла Бэя вполне можно отнести к числу заметных режиссеров Голливуда – и не только потому, что его рост составляет почти метр девяносто, но и по степени его влияния в американском кинобизнесе; несмотря на то, что в коллекции его наград нет «Оскаров» (зато его творчество не раз вспоминали устроители премии «Золотая малина»), Бэя можно по праву назвать одним из самых успешных голливудских режиссеров нашего времени.
Майкл Бенджамин Бэй родился в Лос Анджелесе 17 февраля 1965 года. Тяга к кино обнаружилась у мальчика достаточно рано – с подростковых лет Майкл практически не расставался с домашней кинокамерой; профессиональные же знания Бэй получал в колледже искусств в Пасадене, а также в компании Lucasfilm, где работал некоторое время.
Начав с производства музыкальных клипов и рекламных роликов, Бэю не просто удалось выдержать серьезную конкуренцию – он стал одним из лучших в своем деле; он был автором музыкальных видео таких звезд, как Тина Тернер и Aerosmith, а его работа в рекламе (в том числе для таких компаний, как Coca-Cola и Nike) была отмечена в 1994 году премией Гильдии американских режиссеров.
С продюсером Джерри Брукхаймером, пригласивший Майкла в картину "Плохие парни"!, они были знакомы достаточно давно – несколько лет назад Бэй делал музыкальное видео для фильма «Дни грома». Решив пригласить перспективного режиссера в свой проект «Плохие парни», Брукхаймер явно не прогадал - при достаточно скромном бюджете (менее десяти миллионов долларов) этот динамичный, наполненный юмором и удачной игрой Уилла Смита и Мартина Лоуренса (на тот момент еще не ставшими мегакинозвездами, но уверенной походкой идущие к этому титулу) боевик собрал почти полторы сотни миллионов долларов в прокате.
Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что именно «Плохие парни» Бэя стали мощным трамплином в карьере как Смита (его следующие картины «День независимости», «Люди в черном» и «Враг государства» прочно возвели его в ранг суперзвезд Голливуда), так и Лоуренса (чьи фильмы о похождениях «Большой мамочки» спустя несколько лет соберут более трехсот миллионов в прокате).
Естественно, что после такого успеха в способности Бэя сделать успешный и прибыльный фильм никто (в том числе и Джерри Брукхаймер) не сомневался, и своей следующей работой режиссер доказал высокий уровень мастерства.
На съемках «Скалы» под его руководством оказались вместо по большому счету только начинающих свою большую карьеру Смита и Лоуренса вполне сложившиеся, маститые актеры: Шон Коннери, неоднократный номинант на премию «Оскар» Эд Харрис, да и получивший заветную статуэтку за «Покидая Лас-Вегас» Николас Кейдж был далеко не последней фигурой в Голливуде. Бэй совершенно не тушевался в присутствии таких звезд – результатом работы над этим полным действия боевиком, бюджет которого уже превышал семьдесят миллионов долларов, стали более трехсот миллионов долларов кассовых сборов в мировом прокате и даже номинация на «Оскар» за лучший звук.
Последовавшему за «Скалой» блокбастеру «Армагеддон» предстояло стать еще более масштабной работой. На съемочной площадке собрали впечатляющее количество популярных и талантливых актеров – в том числе Бена Аффлека, Брюса Уиллиса, Билли Боба Торнтона, Стива Бушеми, Оуэна Уилсона, Лив Тайлер; бюджет картины почти в два раза превышал бюджет «Скалы».
Можно смело считать, что эта лента о команде смельчаков, отправившихся в космос спасать человечество, справилась с поставленной задачей, и четыре «неосновные» номинации на «Оскар» и более полумиллиарда долларов кассовых сборов в мировом прокате - яркое тому доказательство. Конечно, можно вспомнить и о том, что картине достались несколько номинаций на «Золотую малину» (кстати, одна из них предназначалась непосредственно Бэю)…
Сотрудничество продюсера Брукхаймера с Бэем продолжилось и в следующей работе режиссера – «Перл-Харбор». История соперничества двух американских солдат за любовь девушки, разворачивающаяся на фоне трагических для США событий бомбардировки базы американского флота, послужившей толчком к вступлению Штатов во Вторую мировую войну, вызвала неоднозначные отзывы о картине в Америке, но зрителям фильм понравился, о чем красноречиво свидетельствуют цифры кассовых сборов - фильм собрал в прокате около четырехсот пятидесяти миллионов долларов.
Продолжение приключений героев Смита и Лоуренса зрители увидели в 2003 году – бюджет картины «Плохие парни 2» был несравненно больше первой части (в значительной мере за счет увеличившихся гонораров исполнителей главных ролей).
Пожалуй, картину «Остров», главные роли в которой сыграли Юэн МакГрегор и Скарлетт Йоханссон, можно оценить как относительную неудачу Бэя – кинокритики достаточно высоко оценили его работу, но в американском прокате фильм с треском провалился, сумев оправдать вложенные в его производство более ста миллионов долларов лишь благодаря мировому прокату. Стоит заметить, что это был первый фильм Бэя, где Джерри Брукхаймер не выступал в качестве продюсера картины – их сотрудничество (на сегодняшний день) закончилось на картине «Плохие парни 2», но к тому времени у Бэя, который начал пробовать себя в качестве продюсера еще в работе над «Армагеддоном», накопился уже приличный опыт продюсерской деятельности.
Для Бэя начался очередной важный этап в карьере, который можно условно назвать одним словом – «Трансформеры». Для режиссера, чьи картины наполнены огромным количеством спецэффектов, история о воинствующих роботах-инопланетянах была весьма кстати - как говориться, «есть где разгуляться».
И Бэй разгулялся. На этот раз большая часть из полутора сотен миллионов, потраченные на создание «Трансформеров», пошла не на гонорары звездам (снявшиеся в картине молодые Шайа ЛаБаф и Меган Фокс на тот момент еще не были столь «звездными»), а на создание впечатляющей картинки, которая «заставила» зрителей потратить на масштабное творение Бэя более семисот миллионов долларов.
На создание продолжения, картины «Трансформеры: Месть павших», руководители киностудии не пожалели двухсот миллионов долларов – и были вознаграждены с лихвой; кассовые сборы картины превысили потраченные на съемки средства в четыре раза.
За эту работу Бэй получил «наконец» «Золотую малину» - и преданную армию фанатов, с нетерпением ожидающую выхода третьей части фильма. Вышедшей летом 2011 года картине "Трансформеры 3: Темная сторона Луны" удалось собрать в прокате более четырехсот миллионов долларов.
В качестве продюсера Бэй работает не только в своих фильмах, причем весьма успешно – среди картин, спродюссированных созданной им совместно с Бредли Фуллером и Эндрю Формом компанией Platinum Dunes (ориентированной на производство фильмов с достаточно скромным по голливудским меркам бюджетом), можно упомянуть, например, «Техасскую резню бензопилой», «Пятницу, 13-е» и «Кошмар на улице Вязов» - эти фильмы собрали в прокате порядка ста миллионов долларов каждый.
Интересные факты
Бей с партнерами купил у Джеймса Кэмерона компанию по производству спецэффектов Digital Domain.
На главную страницу - США, Америка, американцы
Назад в "Американский кинематограф"
Следующая статья -
Поделитесь с друзьями своим мнением о Майкле Бее: